Сайт Клана Лося

Случайное из дневников
"Москва вымотала всех, всё какое то не такое, хотя утром с удовольствием прогулялся по пустынным улицам. Зоопарк понравился, особенно вислоухие свиньи и огромные рыбы которые хавали по полбатона за раз. Знакомство с Мариной очень порадовало. Ну наконец то поезд..."(с)СМЫШ (Урал 2007)
Отчет по Ловозерью
Написал Zloy
26.10.2009
     Вы когда-нибудь бывали в Ловозерских тундрах? Тех, что чуть северо-восточней Хибинских? Вы когда-нибудь бывали на священном озере саамов, на Сейдявре или Сейдозере? Нет? Тогда этот отчет может быть вам полезен. А если были, то возможно он напомнит вам о вашей поездке.

Эта история произошла в 2009 году в конце июля. Клан Лося поддался зову севера и мистическим рассказам о таинственном озере. Мы многое слышали о нем. Одни утверждали, что в этом районе находится северная прародина человечества – легендарная Гиперборея. Другие рассказывали о таинственных исследованиях (для примера экспедиция Барченко) и событиях происходящих в районе Сейды. Слышали о петроглифах и каменных лабиринтах, о Куйве… но в большей части мы не столкнулись ни с чем. Куйва скрылся в облаках, петроглифы были «найдены» в местном музее и в районе Сейдозера не были обнаружены. Лабиринты, как выяснилось, находятся в основном по побережью «беломорья». Про таинственные события молчу, ибо не ясно были ли события происходящие с нами таинственными. Можно отметить только фотографию, запечатлевшую след на воде размером с лодку, когда никаких лодок там не было. Впрочем, обо всем по порядку…

Отправлялись мы из города Санкт-Петербурга двумя группами. Первая группа в составе: Алексор (Я), Злой, Падла и Торин отправлялась рано утром в четверг (23 июля). Вторая группа в составе Смыша отбывала на день позже, в связи с трудностями на работе. Билеты он умудрился поменять за день до отъезда, причем оказался в выигрыше. Самое удивительное для меня – это наличие билетов, хотя это и северное направление, но все же лето и туристов много должно было быть.

Первая группа оккупировала купе, даже не смотря на то, что Торин, наш шаман, вообще-то должен был ехать в основном в плацкарте. Несмотря на это он ехал с нами, благо и незанятое место было.

На поезде добрались до славного городка Оленегорска (где-то в районе 10 часов утра). Планировалось, что мы дожидаемся автобуса и отчаливаем в п. Ревду, и оттуда далее еще на одном автобусе до п. Ловозеро. Но расписание изменилось, правда, в лучшую для нас сторону и до автобуса оставалось меньше часа. Мы быстренько купили билеты на автобус (примерно 112 руб. место + багажный) и пошли на посадку. Местные аксакалы предлагали свои услуги по заброске, но узнав о нашей осведомленности об автобусе и его цене, свою стоимость заброски они не назвали. А мы уже предвкушая дорогу в мягких креслах автобуса их ценами и не интересовались. Добравшись до Ревды, мы попали в «окно» до следующего автобуса на Ловозеро, но так как наш маршрут был проложен через тамошний музей, то нам ничего не оставалось, как ждать. Благо, что и здесь оказались желающие прокатить туристов на машине, мы с удовольствием этой возможностью и воспользовались - что время-то терять? Стоимость проезда на автобусе была примерно 45 руб. + багажное, на машине – 100 руб. с человека. Кое-как, вчетвером, вместе с объемными рюкзаками мы вместились в машину. Водила нам сказал, что он как-то подвозил шестерых, правда я ему не очень верю, хотя может быть турист хилый пошел :). Пока ехали, водилой была озвучена сумма заброски от Оленегорска до Ловозера – 4000 руб. предположительно такую могут заломить водилы в Оленегорске, но это из разряда слухов. В Лавозеро нас привезли прямо к местному музею, правда, попали мы опять в обеденное окно. Но мы не теряли время. Пообщались с местными жителями на тему дороги, покушали на травке колбаски, прогулялись в поисках местных лодочников. Из результатов – примерное описание дороги, сытый желудок, информация, что люди «только-только покрасили лодки». В общем, час пролетел незаметно. Про музей скажу в двух словах. Музей не самый большой, но для такого района вполне приличный, в основном экспозиция состоит из трофеев и данных времен великой отечественной (примерно пол музея) и общих сведениях из истории саамов или по-русски - лопарей. Ну, там быт, расселение, принятие крещения и тому подобное. Фотографии можно посмотреть в галерее. Так же здесь был найден единственный камень с петроглифами (занятные рисунки).

Просветившись в музее, мы направились в путь. Дорога, ведущая в горы, не больно хоженая, болота в основном. Сам принцип – «дойти до бывшей свинофермы, а там после разрушенного здания повернуть налево, там будет тропка прямо до моста через Сергевань», ну или как-то так. Если мы правильно нашли тропу, то она достаточно быстро пропадает, здесь возникло первое предположение, что этим маршрутом не особенно часто пользуются. Основной ориентир – горы, при этом приходится обходить наиболее топкие места. Но основная проблема – это засилье комаров, мошек и слепней. Эта биомасса следует за людьми неотрывно, даже средства отдаляют их всего на пару сантиметров от кожи. По пути мы встречали островки леса, там сухо и есть на что опереться, но такие островки редки. В основном мы прыгали по кочкам и камням, а там мокро и неустойчиво. По какому-то странному совпадению вышли мы из полуболот прямёхенько к подвесному мосту через Сергевань. Стоянка возле этого моста достаточно захламленная, и я не уверен, что это туристы. На берегу стоит короб закрытый на замок, судя по всему в нем заперта колонка. Решили идти дальше, но далеко от моста не ушли. После моста, кстати, идет довольно неплохая тропа, как я предполагаю к озеру Светлое. Пройдя по тропе, мы заметили в лесу другое озерцо, которым и не преминули воспользоваться. Там была наша первая стоянка, достаточно тихая и красивая. Как планировалось, Смыш должен был прибыть на следующий день и начать поиски лодки или другого средства достижения Мотки. Поэтому мы посчитали, что времени вполне хватит.

Утром встали поздно в районе 10-11 часов, быстро собрались и двинулись дальше. Прошли по тропе до старой вырубки и свернули в сторону озера Ловозера. Шли по гребню холма, прямо по старой вырубке, внизу текла речушка, которую мы перешли вброд. Пока шли по холму, позвонил Смыш (около13 часов)  и сообщил, что он в «Семерке» нашел лодку, мы удивились, потому как на карте Семерка отмечена как нежилое поселение. Как он туда попал и как нашел лодку - все вопросы к нему. Отмечу только что цена рейса – 4-5 тыс. руб. для одного человека не мало, для группы вполне терпимо. Плыть там примерно 35 км. Сеанс связи закончился, и тут мы призадумались. Смыш, во-первых, был без палатки, во-вторых, вся хавка была у нас, в-третьих, фиг знает, что там у Мотки. Было принято решение двигаться к Мотке и встречаться как можно скорее со Смышкиным. Это решение обеспечило нам дорогу по бездорожью на 15 часов. Замечу, что связь прервалась, и решение о скорейшей встрече со Смышем было окончательно утверждено.

Спустившись с холма, мы оказались у линии электропередачи. О, эта ЛЭПка! Вначале все вроде было неплохо, сухой лес, тропа вдоль ЛЭПки, мешали только покосившиеся столбы и провода. Как заметил наш шаман - это была «тропа молодых бойскаутов». Проблем почти не возникало, кроме так же докучавших комаров и слепней.

Потом стало хуже, тропа все больше зарастала и болотилась. После брода через реку Светлую, мы сделали себе обеденный перерыв с чаем и «плюшками», дабы согреться от ледяной переправы. Перекусив и согревшись, мы продолжили путь. В какой-то момент ЛЭПка вышла к берегу Ловозера, мы, подивившись неописуемой красоте и окунувшись в озеро, поторопились дальше. После этого дорога стала еще хуже – мы вышли в болото. Решив держаться ЛЭПки как единственного ориентира, мы углубились в болото. Бурно ругаясь, прыгали по кочкам и островкам, а иногда и вовсе плевали на все и шли напрямик по воде. Таким путем мы вышли прямо к болотной речке, поняли что обойти ее будет очень долго и сложно, стали искать переправу. Нашли утонувшие на 20-30 см. мостики с палками-опорами. До мостика было около метра топкого болота. Торин с Падлой заломали опору покосившегося столба, чтобы хоть как-то добраться до мостков. Кое-как переправились, бревна мокрые и скользкие, опоры-палки утопают, в общем, все радости жизни. Постепенно темнело, ну если учесть, что мы на севере в период полярного дня. Силы убывали, а ЛЭПка вела нас дальше через болота и холмики. Мы неумолимо приближались к Мотке, было даже предложение найти место и переночевать, но и места подходящего не нашлось, и совесть по отношению к Смышкину не позволила. Часам к 3 ночи, выбившиеся из сил, мы вышли к Мотке и были встречены неунывающим Смышем и горячим супцем с крекерами. Приложив последние силы, мы поставили лагерь. Там уже стояла палатка мурманчан (вроде), с которыми Смыш преспокойно коротал время ожидания. Ноги были ватные, и все быстро отошли ко сну. Суп порадовал, согрел и прибавил сил. По утру пообщались с «местными», с егерем, с «крэзифрогом» (очень забавный турист-одиночка, ему лет под 60, а он с байдой катается по лесам и рекам). С дровами на этой стоянке все очень плохо, сухостоя почти нет, а нижние ветки на ближайших деревьях уже ободраны. Да еще и дождь пошел и лето, так сказать, закончилось. Первые два дня были солнечными и теплыми. Пока ходили за дровами, удивились тому, насколько близко был выход с ЛЭПки и разбитый нами лагерь. Ночью казалось, что это было далеко, а на самом деле всего несколько десятков метров.

Пока мы отдыхали и восполняли потраченные силы, на лодках увозили одну за другой группы туристов. Мурманчане тоже отчалили. У егеря выяснили, что перехода на тот берег нет. Новый мост снесло половодье, а река слишком бурная, чтобы ее переходить в брод. У нас оставался один путь – по ближайшему берегу вдоль Сейдозера, но это срезало пол маршрута, впрочем, мы пошли на это в угоду отдыха. Пока отдыхали, попытались половить рыбу, но на Ловозере, как назло, ничего не клевало, а на реке было слишком бурное течение для поплавочной удочки.

Отдохнув и выждав неплохую погоду, решили сняться с места и двинуться, наконец, к Сейдозеру. По дороге сделали разведку на случай что переправа все же доступна, но слова егеря подтвердились. В первый момент, когда мы узрели Сейдозеро, весь Клан Лося похватался за фотоаппараты. Красота подтверждена и запечатлена и можно двигаться дальше. Вдоль озера достаточно сыро, но есть тропка, лес больше напоминал субтропики с буйством зелени и высокой влажностью. Пока шли по тропе видели пару стоянок, но не решились встать, ибо было еще уйма времени. Ближе к вечеру на одной из стоянок встретили группу туристов, они отдыхали, а мы уже подыскивали место под лагерь. Немного пообщались, оказалось, что они на наше счастье идут дальше и что на руднике в Ревде с них хотели взять плату за вход на территорию Сейдявра, что на самом деле не очень незаконно. Наши собратья по отдыху ретировались, а мы оккупировали стоянку на ближайшие дни. Эта стоянка стала нам домом на долгое время. Одна дневка плавно перетекала в другую по разным причинам, от дождя до лени и бесперспективности сниматься с места. Само Сейдозеро во время нашего путешествия цвело, рыба плавала одуревшая, хотя рядом плавали мальки вполне себе бодро, говорят что раз в пару лет происходят необъяснимые выбросы из-за чего гибнет рыба. Кстати воду стоит брать из ручейков, а не из самого озера, мало ли что…

За время дневок мы успели: привыкнуть к виду «телевизионной заставки» (озеро и горы в обрамлении еловых деревьев), половить рыбу на удочку (безрезультатно), половить на дубину (одна рыба на счету Торина), поесть рыбу (с опаской), выпить медовухи и поесть лимбасы (с радостью), пообщаться с помощником егеря (вышедшем из леса с обрезом), поглазеть на «куриц» (разновидность флористов-ботаников упоминаемых помощником егеря), вырезать из подручных средств кости для покера (спасибо Падле), поиграть в кости (я лично проиграл поход за водой), поиграть в ДнД (ролевка dungeons&dragons с мастером Ториным), прогуляться на плато (в поисках интересного), потупить и поспать (а куда без этого?), угостить согревающим друзей помощника егеря (знают у кого просить). В общем было много чего интересного на этой стоянке. Но поход подходил к концу, и мы решили сняться с насиженного места и встать лагерем ближе к перевалу, дабы не особенно париться в будущем. Несмотря на дождь и общую сырость, мы выбрались на полподъема на перевал, где сделали последнюю стоянку на маленьком возвышении. Обидно было одно – вечером Куйва скрылся от нас в тучах, и мы его прошли не узрев, а поутру тучи разогнало, но времени на то, чтобы вернуться и посмотреть на одну из целей нашего похода, не оставалось. Поднимались на перевал мы достаточно легко, хотя сказывалось долгое сидение на одном месте. Вновь светило солнце, как бы провожая нас, на самом перевале появилась связь, и все бурно сообщили о своем «все-в-порядке» близким и родным. Спуск с перевала не особенно сложный, на полпути расположился рудник Ревда. Колоритное место: гавкающие собаки, полуразруха, всюду разбросаны проржавевшие вагонетки, разный хлам, большие трубы с шумящей водой. Пройдя напрямик сквозь рудниковские территории, мы вышли на дорогу до поселка Ревда. Замечу, что дорога от поселка Ревда до Сейдозера, на порядок легче дороги от п. Ловозеро до того же Сейдозера (по ЛЭПке). Возможно дорога через оз. Светлое тоже простая, учитывая, что в основном здесь плоскогорье, но идти по ЛЭПке никому не посоветую. Все встреченные нами удивлялись, как мы вообще там прошли, ведь там нет дороги :). Пусть асфальт немного подтирает ноги в треккингах, но твердь под ногами лучше неустойчивых холмиков на болотах. По дороге мы без приключений добрались до автовокзала в Ревде. Дождались автобуса, а пока ждали, наслаждались дарами цивилизации: салатики, пиво, хлебушек, соки и прочее вкусное. Далее привычный автобус Ревда – Оленегорск, ожидание поезда в столовой автовокзала и на перроне, возвращение в родной Санкт-Петербург.

Так прошли полторы недели в Ловозерских тундрах, запомнились они ЛЭПкой, Сейдозером, долгой днёвкой. По сравнению с нашими прошлыми походами этот получился lightовым, но и он оставил в памяти воспоминания, а ведь ради них и совершаются путешествия.