Сайт Клана Лося

Случайное из дневников
"До последнего момента, думала, что мы "подарили" псу еще одну надежду. Думала, что теперь он будет преданно смотреть на людей, выходящих из вагонов поезда... И, о чудо, его пристроили (спасибо Али). Теперь он будет охранять. Надеюсь, его судьба больше не будет знать лишений."(с)Надежда ака Вера (Карелия 2004)
Урал 2007
Написал Zloy
06.08.2008

Южный Урал 2007

«В поисках голубого картона»

13.07.2007-31.07.2008

Нитка всего маршрута:г.Златоуст-пос.Сатка-оз.Зюраткуль-хр.Москаль-кардон Олимпийский-хр.Нургуш-река Большой Березяк-пос.Тюлюк-гора Иремель-пос.Тюлюк-ж/д ст.Вязовая-г.Златоуст-н.п.Таганай-г.Златоуст.

Скачать карту маршрута можно тут

Intro

Для многих из нас это было самое дальнее путешествие и, в какой-то мере, мы ехали в неизвестность, хотя различной информации по району наших будущих блужданий было предостаточно, было во всем этом нечто необычное - когда я открыл карту России и прикинул куда мы едем, то сразу начал осознавать в какой "блудняк" мы вписались :)

Касательно туристических возможностей Южного Урала, то наиболее известным и популярным местом среди "турья" считается нац.парк Таганай, но, поподробней изучив весь  материал, решили покорять одну из высочайших точек «второй Щвейцарии», как иногда именуют Южный Урал, гору Иремель.

Альпийские луга Большого Иремеля

Заброска

Прямого поезда из Питера не было, поэтому решили ехать через нашу столицу, отправившись в пятницу 13-го поздно вечером на наших «любимых» верхних полках у туалета прибыли в 5 утра в Москву, закидали рюкзаки в камеру хранения и направились наслаждаться Москвой без москвичей, это действительно очень здорово погулять ранним субботним утром по тихим улочкам, пока на свет не появились обитатели мегаполиса. День получился очень насыщенным, помимо посещения Красной Площади и зоопарка, состоялось знакомство с Марьяной и другими московскими другами лосей. В итоге к концу дня все путешественники с удовольствием загрузились в поезд , надо сказать, что это был самый лучший поезд из бюджетных, на которых мне довелось ездить ( 014У «Южный Урал»). Стоимость не намного дороже чем у обычного, но это сполна компенсируется экономией пары тройки часов в пути (при общем времени порядка 36 часов) и работающими кондиционерами.

Прибыли в Златоуст в понедельник ранним утром, немного потупив на привокзальной площади, узнали у местных как добраться до автовокзала, быстро закидались в маршрутку, при этом забыв два пенделя под чьим-то памятником, скорее всего дедушки Ленина. Надо отметить, что Златоуст оказался достаточно большим городом. Телепортировавшись к автовокзалу у нас случилась первая загвоздка, судя по ранее изученным отчетам из Златоуста до Зюраткуля должен быть ходить автобус, но к нашему удивлению оного не существовало в природе, в итоге порешали, что едем до поселка Сатка, а там уж как-нибудь прорвемся. Варианта было два, первый: тупо ломиться до старта маршрута 15 км, но мы воспользовались вторым вариантом- договорившись с одним из маршрутчиков за 1000 рублей на газельке доехали до Зюраткуля. Тут стоит отметить, что если Вы собрались ехать в те края, то лучше попытаться сразу в Златоусте договориться с частниками, особенно если группа не очень большая. Есть ещё вариант с заброской, о нем можно будет прочитать позже, так как мы его открыли для себя немного спонтанно.

Зюраткуль

И вот, наконец, после 2-х дней всяческих приключений мы оказались на старте, у озера Зюраткуль. Кстати, посещение национального парка платное, вроде 30 рублей в сутки с рыла или что-то около этого. Встретив на берегу что-то строивших егерей хотели приобрести «проездные билетики», но они были заняты и, поинтересовавшись где мы встанем на стоянку, сказали, что вечером подъедут на лодке и взымут мзду.

Погода стояла отличная - светит солнышко, легкий ветерок, я уж было начал подумывать что вот наконец то теплый и сухой поход, но сработала примета «если в первый день светит солнце, то потом неделю будет идти дождь». Пройдя километра 3-4 по весьма разбитой дороге, идущей вдоль озера, решили встать на ночевку на берегу озера, чтоб немного попривыкнуть к лесу.

Озеро Зюраткуль

Недалеко от стоянки есть лачуга местного аборигена, который живет там все лето, бухает и ловит рыбу. Как оказалось, он нам удачно подвернулся, помимо свежей рыбки мы разжились вторым котелком, этому предшествовала микроэпопея: по приезду в Москву мы осознали, что у нас всего один котел и заказали у камрадов купить второй котелок, который был приобретен, поставлен на третью полку поезда Москва-Челябинск, забыт там и успешно отправлен в Челябинск. Мы потом ещё долго думали какая же судьба постигла, столь незаменимый во все времена предмет быта.

Вечером заехали егеря и обилетили нас. Решили взять на 3 дня , по нашим прикидкам за это время можно было утопать туда где лесным братьям будет не до нас. Наутро похавав жареной рыбки, выдвинулись в дальний путь. Проследовав вдоль всего озера по той же дороге, что и вчера, свернув на развилке по направлению к г.Лукаш, недоходя метров пятьсот до речушки впадающей в озеро, свернули на тропинку ведущую в строну хребта Москаль. И тут, как говориться в одном фильме « Однажды пошел дождь, я испытал на себе наверное все его виды» (с) .

Тропы Москаля

Полдня виляя по тропе вдоль Москаля дойдя до резкого отворота тропы от Москаля в сторону поселка Сибирка, свернули в сторону кордона олимпийский , как ориентир там рядом разделительный столб, ну и гору Бол. Калагаз трудно не заметить, а дождь все не прекращался и вот, когда уже начало темнеть, окончательно промокшие вышли на нужную нам грунтовку, тут нас внезапно нагнал уазик с очередной порцией егерей, однако они принесли нам хорошие новости, оказывается, что всего в полукилометре нужный нам кордон. Быстренько дойдя к месту нашей будущей стоянки, взвесили все за и против и решили снять гостевой домик на кордоне за 1000 рублей по принципу All included, как в лучших отеля Европы, то бишь печка буржуйка и мягкие матрасы с подушками на чердаке.

В нем реально расположиться группой до 10 человек. На кордоне познакомились с Коляном, простым уральским мужиком, он работает егерем на кордоне и следит за порядком. У Коляна можно много чему «научиться» один тока кофеёк по- коляновски чего стоит, в общем мы с ним пообщались полночи.

Вид с кордона Олимпийский

Следующие полдня мы занимались просушкой шмоток и сборами в дорогу, оставаться не хотелось, да и регистрация у нас заканчивалась. Надо отметить, что за обилечиванием там следят весьма четко, так как встретившие нас прошлой ночью егеря первым делом проверили проходки, а когда днем мимо проехала толпа велотуристов Колян кинулся за ними с криками типа «стоять бояться!». Поэтому решили сорваться из нашей гостиницы часов в шесть. Выдвинулись по дороге ведущей в пос. Меседа и через пару километров свернули на красивейшую дорожку  поднимающуюся в сторону хребта Нургуш. Во время этого перехода нас периодически застигали кратковременные, но  весьма сильные дождики, в сложившейся ситуации нам ничего не оставалось делать, кроме как применения секретного противодождевого оружия, а именно огромный тент Злого , под которым можно было бы укрыть даже танк.

Остановившись недалеко от начала явного подъема на Нургуш, раскинули лагерь под старой березой. Наутро, вкусив кашки, двинулись продолжать восхождение, на подъеме встретили двоих очень позитивных ребят из Уфы, немного пообщавшись, в хорошем настроении пошли дальше и довольно бодро перевалили через Нургуш продолжая свое движение по дороге –ручью в направлении переправы через реку Березяк.

Спуск с Нургуша

Переправа не представляет из себя ничего сложного, правда у нас не обошлось без приключений: дабы сэкономить переносимый вес через реку хитрый Джузеппе решил пульнуть свои берцы прямиком на другой берег, но коварный ботинок вырвался из рук метателя в самый важный момент и полетел прямиком по не самому медленному течению Березяка, я ещё никогда не видел чтобы двуногое существо так стремительно передвигалось по зарослям и булыжникам босиком :)  Сразу же за переправой находится ещё один кордон, но уже без егерей и мы решили остаться в домике. Тут было применено очередное ноухау в лосиных походах, постановка палатки на чердаке, получилось весьма оригинально .

Ноухау

Рядом с домиком находится банька, хоть не ахти какая, но при желании помыться вполне можно. На вечер нас ждали чудесные переварившиеся макароны с протухшим вяленым мясом по-монгольски от нашего коневода Торина. Готовились они примерно так:

- кажется мясо стухло…

- ну ка, дай попробовать…, да действительно стухло…

- кидай в котел.

Здесь сделаю небольшое отступление и отмечу, что весь поход проходил в какой-то пофигистическо-раздолбайской форме, из серии «а давайте сегодня никуда не пойдем, а то чё то впадлу…». И во всем этом был какой-то свой фан.

Часть народу решили вообще не ставить палатку и заночевать на полатях ( кажется это так называется) в домике, надо сказать это была не лучшая идея, так как всю ночь доставали мыши снующие туда сюда и что-то грызущие, наутро обнаружилось что эти животные прогрызли рюкзак Оглоеду и покусились на наш запас сухарей. Ещё утро омрачилось созерцание великой чачи в очередной раз полностью поглотившей голубой картон, куда-либо идти было в падлу и решили остаться прорастать на стоянке. Почти весь день рубились в «кинга» на чердаке «хихикающей избушки», слушая Сплина и  Cranberries, попутно насладившись очередным кулинарным изыском –мясо в ананасах. К вечеру немного прояснилось и, воспользовавшись этим, решили слазать на очень красивую скалу у подножия которой находился наш лагерь .

Очередной день вновь встретил нас дождем и дабы остановить моральное разложение и решили идти дальше. Выдвинулись по дороге вдоль Березяка, которая постепенно превратилась в болото, ну а дальше превратилась в разбитую, заросшую и затопленную колею от вездехода (тут возможно мы пошли немного неправильно, хотя с учетом непрекращающихся дождей там наверное была везде такая ситуация).В какой-то момент я забил на все попытки хоть как-то пытаться обойти очередное грязе-водное препятствие и шел напрямик , потому что воды в берцах было не меньше чем «за бортом», периодически правда когда немного набирали высоту становилось получше, но высокая трава завершила процесс превращения нас в гидробойцов.

Дорога к Тюлюку

Прохлюпав весь день встали на берегу Березяка, свернув с дороги поближе к реке, тут мы обнаружили очередной лесной домик, правда в нем останавливаться было практически невозможно из-за грязи. Насквозь промокшие пытались немного посушиться и отправились спать. Как ни странно этот переход мне понравился больше всего, ну и конечно неизгладимое впечатление оставили огромные вековые лиственницы, поражающие своими исполинскими размерами и красотой.

мегадерево

Продолжив движение на следующий день, всё по той же дороге, виляющей вдоль Березяка, дошли до границы нац. парка на перекрестке дорог, немного подумав, прикинув направлении и решив, что Тюлюк уже совсем близко, решили свернуть от первоночально намеченной дороги на право, но вскоре выбранная нами дорога начала резко забирать вверх удаляясь от поселка. И ещё раз подумав, решили рубануться по лосиному напрямки через лес и через часик нашему взору предстал раскинувшийся в долине среди горных массивов поселок Тюлюк. Найдя центр местной цивилизации магазин совмещённый с местным ДК. отправили бригаду на поиски ночлега, далеко ходить оказалось не надо , вписались в здание местного лесничества, там специальное место для "турья" оборудовано. Заплатили что-то около 1000 рублей, сгоняли в магазин за пивом, семками и парным молоком с печеньками, и почувствовали себя вновь белыми людьми . Как потом выяснилось в этом небольшом поселке есть аж целых три гостиницы для турья, с разным видом комфорта от тупо огороженной забором площадки под палатки до весьма комфортных домиков, так что остановиться переночевать не проблема. Часов в семь утра нас разбудили громкие переговоры по рации лесничего с различными кордонами, это наверное единственный недостаток того места, где мы ночевали.

И хотя погода в очередной раз не предвещала ничего хорошего, днем решили идти к главной цели нашего маршрута - горе Иремель. Из поселка туда ведет неплохая дорога , которая потом переходит в хорошую тропку. На выходе из очага цивилизации по направлению к Иремелю как раз и находятся те самые гостиницы. Так же там есть что то типа этнографического «музея», увидев из-за забора сооружение напоминающее юрту и обилие всяких будистко-растаманских фенечек решили заглянуть к ним на огонек , и к тому же наш шаман желал покалякать с местным шаманом , но как нам сказали шаман «устал» после предыдущей экскурсии и ему требуется время, чтобы его отпустила чудо трава.

Пока поднимались к подножию Иремеля встретили достаточно много цивилотуристов возвращающихся по направлению к поселку, ибо погода совершенно не располагала к дальним прогулкам, периодически шел моросящий дождик, а горы затянуты тучами. Перейдя ручей Карагадейка нашли место под стоянку где-то между Малым Иремелем и хребтом Жеребчик.

На следующий день погода и не думала улучшаться, все та же чача, но так как время пребывания на Урале близилось к исходу, часть лосей решили ломануться в радиалку , но в итоге не увидев ничего кроме облаков через пару часов вернулись в лагерь. Вечером замутили лимбасы, что немного скрасило унылую картину серого дня.

Туманы жеребчика

На следующий день в какой-то момент увидели кусок настоящего голубого картона, мы сочли это за хороший знак и, о чудо, последний запланированный день пребывания на Иремеле встретил нас солнышком . Видимо могучие уральские боги сжалились над нами и позволили насладиться потрясающей красотой своих владений . Альпийские луга у подножия гор это потрясающее зрелище, ради которого стоило потерпеть неделю дождей.

Налазившись по Большому Иремелю и возвратившись довольные в лагерь часть комрадов решили покорить ещё и Малый Иремель.

Малый Иремель

Конечная цель похода была достигнута, вершины покорены, теперь можно со спокойной душой отправляться домой. По началу мы планировали устроить загон от Тюлюка по направлению к поселку Меседа и перевалив через хребет Сука(ударение на последний слог) оказаться в поселке Катавка, а оттуда имеется прямое автобусное сообщение со Златоустом. Но, как уже писалось ранее, это был весьма раздолбайский поход, в итоге по приходу в Тюлюк решили –« а не смотаться ли нам ещё на Таганай?». Остановившись у магазина, загорая на солнышке стали дожидаться автобуса до Трехгорного (точное время не вспомнить, но дело было после полудня), попутно взирая на сельские пейзажи с кучей рогато-копытных животных гуляющих по грязным после обильных дождей улочкам и местных пацанов рассекающих по коровьим лепешкам на мотоциклах. И вдруг эту идиллию нарушает неспеша едущий блестящий внедорожник AUDI, остановившись рядом снами оттуда вылезли две немного подпитые тети и пошли в магазин за литрухой водки, после они звали нас с собой прокатиться за грибочками .

Тюлюк

Дальше был совершенно безумный водитель автобуса не отпускавший педаль газа своего пазика, попутно прослушивая очередные новинки шансона. Вышли мы в закрытом городе Трехгорный рядом с КПП, у въезда непосредственного в сам город,  после двух ожидания сели на автобус до станции Вязовая и позднее оказались на вокзале. Скоротав время сном и игрой в карты, погрузились на "собаку" до Златоуста. В ней мы встретили настоящего уральского троллера, гигантских размеров мужика, занимающего в сидячем положении почти всю лавку электрички, у него даже контролеры билетиков не спрашивали. Миновав индустриальные красоты просыпающегося города вышли на вокзале Златоуста и, поглядев на карту, двинули к Таганаю. Пройдя часа 4 решили остановиться на самом дальнем краю местного водохранилища, оно местами обнесено колючкой, но местные там шарятся вовсю. С этой стоянки открывался офигенный вид на Таганай.

Таганай

И вот наступило время выдвигаться к поезду, последний раз собрав палатки и затолкав в полегчавшие рюкзаки уже не первой свежести вещички, сопровождаемые мелким дождичком неспешно пошли в Златоуст. В последний день всегда какое-то непонятное настроение, вроде бы уже охота попасть в город, пообщаться с близкими и друзьями, узнать как там дела, да и что нового в мире произошло, но как задумаешся, что все, конец той вольной лесной жизни в лосиной стае, прожитой как будто в совершенно в другом мире. Однако стоит подумать, что в следующем году нас ждут новые неизведанные горизонты и непокоренные вершины, как-то все меняется внутри, своего рода наступает новый год жизни, год ожидания новых приключений.

По Уралу путешествовали:

Злой - универсал

Алексор - костровой

Торин – шаман

Джази – древовоин

Смыш – древовоин

Дик Оглоед – неровноподстриженный друг лосей

п.с. этот отчет писался спустя почти что ровно год с момента изложенных в нем событий, так что просьба строго не корить если чего напутал.